21.04.2020  Материал для учащихся второго года обучения п предмету "Музыкальная литература". Эпоха классицизма

Материал для учащихся второго года обучения по предмету "Музыкальная литература". Подготовила преподаватель Карпухина Л.В. 
        Классици́зм (classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Классицизму присуще строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры. «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия). Смешивать жанры было недопустимо.

Классицизм в музыке

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира становится Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю как венские классики.

LlzzYOcTUtk.jpg BUS4oLmhT60.jpg Lg_zar4IaZM.jpg

Музыкальные жанры эпохи классицизма

Музыкальная культура классицизма создает новые жанры инструментальной музыки – соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма, до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений. В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.

Сонатная форма

Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, однако сонатная форма окончательно сформировалась только в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.

Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:

• экспозиция (проведение основных тем)

• разработка (развитие и сопоставление тем)

• реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

Как правило, в сонатной форме были написаны первые (быстрые) части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

ГАЙДН - СОНАТА №37 ре мажор, соч. 1780 г.

Квартет

Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. С середины XVIII в. квартет становится господствующей формой камерной музыки и достигает высшей степени совершенства в музыке Гайдна, Моцарта и Бетховена. Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.

Церковная музыка

Более тысячи лет, вплоть до XVII столетия, христианская церковь оставалась главным центром сосредоточения музыкального профессионализма. В XVII-XVIII веках бурное развитие светской музыки, появление симфонии, оперы, сонаты, концерта оказало сильнейшее влияние на церковную музыку. Классицизм привнес драматизацию и симфонизацию церковного жанра, реформа иногда приводила к тому, что произведения, написанные специально для богослужений, переводились в разряд светской музыки.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика) и является основой всей академической музыки.

i6MphXbyY6A.jpg 1ckHDoOv8h4.jpg