Биографии композиторов-гитаристов, родившихся до 1850-х гг.

В статье о гитаре мы кратко рассмотрим биографии композиторов-гитаристов, родившихся до 1850х гг.
Франческо Молино (1768, Флоренция – 1847, Париж) - итальянский гитарист, скрипач и композитор. Опубликовал школу гитары на итальянском языке (первое издание в 1795 г. во Флоренции), впоследствии переведенное на французский язык. Перед тем, как поселится окончательно в Париже, долгое время жил в Испании. Много гастролировал по различным странам. Писал как сольные произведения для гитары, так и для гитары соло в сопровождении струнных и духовых инструментов (Трио для скрипки или флейты, для альта и гитары; Дуэты для гитары и фортепиано, 18 прелюдий и Сонаты для скрипки и гитары).

Антонио Диабелли (1781, Матзее - 1858, Вена) - австрийский композитор, редактор и издатель музыкальных произведений. Способности к музыке имел с детства, пел в хоре мальчиков Зальцбурга и, возможно, брал уроки музыки у Михаэля Гайдна. К 19 годам Диабелли уже был автором нескольких композиций, в том числе шести месс. До 1803 г. служит при монастыре священником, после переезжает в Вену и преподает уроки фортепиано и гитары. Работает корректором в музыкальном издательстве. В 1817 г. начинает заниматься издательством музыкальных произведений, а спустя год основывает издательскую фирму вместе с Пьетро Каппи.

Франциско Тринидад Уэрта (1800 - 1875) - испанский гитарист-композитор. О нем благосклонно отзывались французский композитор Гектор Берлиоз и французский писатель Виктор Гюго. Сейчас этот композитор известен мало, его вклад был несколько забыт в связи со снижением популярности инструмента в середине XIX в. Однако, он был первым классическим гитаристом, который играл концерты в Соединенных Штатах (в 1825 г.), а также на Кубе, в Мартинике, Португалии, Англии, Франции и на Ближнем Востоке.

Наполео́н Кост (1805, Амондан - 1883, Париж) – крупнейший французский классический гитарист и композитор XIX в. Родился в семье капитана французской армии, бонапартиста по убеждениям, и получил свое имя в честь императора.
Игре на гитаре начал обучаться в 6 лет под руководством матери, которая сама неплохо играла на этом инструменте. Во второй половине 1820х гг. дает концерты и занимается педагогической деятельностью. В 1830 г. Кост приезжает в Париж, где также завоевывает большую популярность и знакомится со многими известными гитаристами того времени, в том числе с Фернандо Сором, у которого берет уроки и выступает с ним в дуэте. Вскоре Коста признают лучшим гитаристом Франции, в печать выходят его сочинения, но с конца 1830-х гг. интерес к гитаре в обществе заметно падает, и гитаристы, в том числе и Кост, вынуждены зарабатывать на жизнь другим путем. Но он продолжает сочинять, а в 1856 г. получает вторую премию на конкурсе гитарной композиции в Брюсселе, организованном Николаем Макаровым за свою Большую серенаду. В 1863 г. после падения с лестницы Кост сломал себе правую руку и вынужден был отказаться от исполнительской карьеры. Устроившись на гражданскую службу, он продолжил сочинять и преподавать.
Большая часть сочинений Коста написана для гитары, однако он сочинял и для гобоя. Он был одним из первых, кто начал перекладывать для исполнения на гитаре сочинения XVII—XVIII вв., написанные для лютни (в частности, Сюиту Робера де Визе).

Йо́хан Ка́спар Мерц (1806, Пресбург - 1856, Вена) — австрийский гитарист, композитор и педагог.
В детстве учился игре на гитаре и флейте. В 1840 г. переезжает в Вену, выступает в концертах изанимается преподавательской деятельностью. Гастролирует в Германии, Польше и России. В 1856 г. занимает первое место в Международном конкурсе гитаристов в Брюсселе за свое Концертино. Последний видный представитель немецкой гитарной школы. Виртуозно владел 10-струнной гитарой. Автор многих пьес и переложений для гитары.

Анто́нио Кано́ (1811, Лорка – 1897, Мадрид) – испанский гитарист, композитор и педагог. С детства занимается музыкой у маэстро капеллы соборной церкви. Параллельно занятиям музыкой учится на хирурга (по стопам отца). Переехав в Мадрид, учится у известного гитариста дона Висенте Айла. После получения диплома хирурга, возвращается домой и работает по этой специальности. В 1847 г. в Мадриде приглашает на свой концерт Агуадо, который порекомендует Кано продолжать заниматься гитарой. В 1850 г. Кано издает сборник произведений фантазий на темы из опер для гитары. В 1852 г. пишет Школу игры на гитаре, которая была переиздана шестнадцатью годами позже с добавлением трактата о гармонии, адаптированном для гитары. В 1858 г. выступает в Королевском дворце Мадрида. В 1874 г. он был назначен преподавателем Национальной школы глухонемых и слепых. Для этой школы он написал 24 упражнения для начинающих гитаристов, которые являются продолжением его "Школы". До нашего времени дошло более 50 произведений этого композитора.

Джу́лио Рего́нди (1822, Женева - 1872, Лондон) - итальянский композитор, классический гитарист и исполнитель на концертине. В пять лет переехал в Лион, где его воспитывал отчим, давший ему хорошее музыкальное образование. В 8 лет успешно выступает в Милане, Париже, Лондоне и в других крупных городах Европы. Вскоре семья переезжает в Лондон, где Регонди встречается с издателем Леонгардом Шульцем, печатавшим сочинения Джулиани, и польским гитаристом-семиструнником Марком Соколовским. Под впечатлением от исполнения последнего Регонди начинает играть на особой восьмиструнной гитаре. С этим необычным инструментом музыкант выступил в Вене, Праге и Лейпциге как соло, так и в ансамбле с виолончелистом Йозефом Лидлем. В более поздние годы Регонди освоил концертину и успешно выступал как солист и популяризатор этого нового по тем временам инструмента, а также написал ряд произведений для нее (например, два концерта, вариации на австрийскую тему). Для гитары писал различные произведения: вариации, ноктюрны, рондо, этюды и др.

Etude, Op. 38, No. 1 by Napoléon Coste

Й.К.Мерц "Тарантелла"

h3PXo8wJ9Ow.jpg SIPTRkIqePU.jpg
 JP49iG-_wuo.jpg