10 причины, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров!

Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков!

Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов!

Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Почему? См. пункты 1-9.

 

Кирнарская Д.К.,
доктор искусствоведения, доктор психологических наук,
проректор Российской академии музыки им. Гнесиных

 

 

 

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

«Музыкальная терапия»

В настоящее время в связи с нарастающим экономическим кризисом в нашем обществе все чаще начинают ощущаться негативные последствия этого кризиса. Выросло число страдающих такими серьезными заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. Невротически расстройства и депрессии приобретают статус массовых. Они уже заняли «почетное» второе место после сердечно-сосудистых заболеваний, сообщает газета «Новые известия» (27..03.2013 г). Врачи говорят о появлении пациентов, которых они называют «новыми русскими больными», с определенным набором симптомов и отклонений в здоровье.

Все эти явления самым негативным образом сказываются на здоровье нынешнего поколения детей.

Существует статистика, показывающая, что 70-80% малышей в России рождаются с психическими заболеваниями разного характера. И эти заболевания, которые можно вылечить на раннем этапе здоровым психологическим климатом, создаваемым вокруг ребенка, на деле только усугубляются вследствие неблагоприятной обстановки, в которой дети растут и воспитываются.

Казалось бы, вышеуказанные проблемы нашего здравоохранения далеки от вопросов искусства и нам, музыкантам и психологам, не под силу их решать. Но так может показаться только на взгляд непосвященного человека.

При преодолевании стрессов современной жизни нельзя забывать про искусство, которое на протяжении всей истории человечества приходило на помощь человеку в трудные для него минуты. Поскольку музыка самым непосредственным образом обращается к чувствам человека, то помочь решить эту проблему могут люди нашей профессии – музыканты-инструменталисты, певцы, художники.

Было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что музицирование при воспоминаниях о трагических событиях своей жизни сопровождается достоверным повышением активности ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, появлением информационных программ язвенной болезни и сахарного диабета. Напротив, музицирование при воспоминаниях о счастливых днях своей жизни оказало выраженное лечебное действие: достоверно снизилась активность ишемической болезни, существенно снизилась активность информационных программ гипертонической и язвенной болезни.

На VI Международной конференции по вопросам музыкальной терапии был подведен общий итог: Музыка располагает огромными возможностями в гармонизации подрастающего поколения с окружающей средой. Новые технологии музыкального развития, которые связаны с использованием достижений кинезиологии, вокального тонирования, антистрессового дыхания, существенно расширяют оздоровительные и социокультурные возможности музыки. Внедрение их в практику музыкального воспитания в общеобразовательной школе – верный шаг к тому, чтобы наши дети были более здоровыми, более счастливыми и лучше успевающими в процессе обучения.

Включение детей в любой вид музыкальной деятельности – будь то слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку – все это – прекрасный метод позитивной социализации ребенка, приносящий ему радость и удовольствие. В этой деятельности успешно преодолеваются как тревожно-депрессивные, так и агрессивные наклонности. Включение детей и подростков в музыкальную деятельность может и должно стать надежной защитой детей от таких социальных пороков, как нарко-токсикомания, Интернет-зависимость и другие формы отклоняющего поведения.

Экономия на художественном и эстетическом развитии детей, что мы наблюдаем в последние годы в области политики образования, - верный путь к тому, чтобы росло количество больниц для детей с психоневрологическими нарушениями и количество тюрем для малолетних правонарушителей. Пока эту истину не поймут чиновники, любые рекомендации, сделанные на основе научных исследований, будут бесполезны.

Каждый музыкант – осознает он это или нет – является стихийным психотерапевтом.

 

Из статьи В.И. Петрушина, А.С. Клюева
«На VI Международной конференции по музыкальной терапии»
(журнал «Музыка в школе»)