19.11.2014 Открытый урок "Работа над аккордами"

19 ноября 2014 года в Первомайской ДМШ на теоретическом отделе состоялся открытый урок по сольфеджио на тему: «Работа над аккордами». Его провела преподаватель теоретических дисциплин Савостина Марина Ивановна. На нем присутствовали учащиеся 4 класса Чернушкин Сергей, Дрожжина Оля, Митина Катя, Панова Настя, Бондарева Виктория, Меликян Моника и Рэбэка, Борзова Алена, Якунина Полина, преподаватели теоретического отдела, администрация школы.

Otkrytyi urok Savostina

Урок проведен с целью повышения у учащихся интереса к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности. Начался урока с распевания «Доминантсептаккорд» В.Соколова из «Школа хорового пения». Учащиеся пели хором под аккомпанемент преподавателя. Преподаватель предлагает вспомнить маленькие музыкальные правила о секстаккорде и квартсекстаккорде. Учащиеся вспоминают строения аккордов. Преподаватель поёт два звука Т6 или Т 6|4 и предлагает допеть последний звук учащимся. Затем аккорд полностью пропевается группой.

Следующий этап в работе - определение аккордов, написанных на доске (трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды мажорные и минорные вне лада), достраивание противоположных аккордов. Марина Ивановна проверила домашнее задание, заданное на предыдущем уроке, был сделан анализ и учащиеся спели домашний пример (из сборника В. Арцышевского «Сольфеджио» №484) индивидуально и хором.

Затем было выполнение следующее задание: запись выученного примера по памяти на доске (индивидуально по одному такту) с последующим пропеванием и проигрыванием мелодии на фортепиано. Учащиеся очень активно выполняли задание.

Перед пением примера №502 из сборника В. Арцышевского учащиеся проанализировали: определили тональность, структуру строения, нашли и определили аккорды в мелодии. Сольмизация примера группой с прохлопыванием долей. Индивидуальное и групповое пропевание примера. Главная задача этого этапа в работе - добиться чистоты и выразительности исполнения.

Преподаватель определила последовательности аккордов в тональности на доске: S5/3-S6/4-Т5/3-S6-D6-D6/4-T6-T6/4-D5/3-T6. Вначале учащиеся определяли тональность (ре минор гармонический), затем каждый аккорд последовательности. Пропевание последовательности группой учащихся.

Слуховой анализ. Преподаватель играет последовательность различных трёхзвучных аккордов в тональности, учащиеся определяют функции T S D. Игра аккордов (Б5/3, М5/3, Б6, М6, Б6/4, М6/4).

На уроке проведен индивидуальный опрос: учащийся играет предложенный преподавателем аккорд от звука в мелодическом или гармоническом изложении.

В завершении был подведен итог урока, определено домашнее задание. В ходе урока использовались следующие дидактические материалы: методические пособия по сольфеджио:
• Г.Калинина. Сольфеджио, рабочая тетрадь для 4 класса.
• Г.Арцышевский. Систематизированный курс сольфеджио.
• О.Камозина. Неправильное сольфеджио.

Урок, по типу комбинированный, проведен интересно, методически грамотно, в соответствии с современными требованиями.