12.05.2020  Биографии гитаристов 

Сегодня мы коснемся биографии одного из величайших гитаристов всех времен и народов. Андре́с Сего́вия То́ррес (1893, Линарес, Андалусия - 1987, Мадрид) - испанский гитарист и педагог, считающийся отцом современной академической гитары.

Dmy96zYZ1bs.jpgОн начинает с раннего возраста обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели. Вдохновленный стилем фламенко, Сеговия самостоятельно изучает игру на гитаре. В отрочестве Сеговия переезжает в город Гранада, где берет уроки игры на гитаре, а в 16 лет выступает с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары и выполненные им самим переложения И.С. Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники известных гитаристов. Вслед за М. Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук более сильным и резким.

С середины 1910-х гг. игра Сеговии завоевывает для академической гитары все большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. - первые гастроли в Южной Америке, где знакомится с А. Барриосом и Э. Вилла-Лобосом. В 1921 г. - первая поездка в США. В 1924 г. после концерта в Париже Сеговия становится всемирно известным гитаристом. Он один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связано с его выдающимся талантом и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства. Постоянно расширяя гитарный репертуар, Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как Asturia (Легенда) И. Альбениса и Чакона Баха. Сеговия обращался и к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».

Ls6rppLQAvw.jpgВ 1926, 1927, 1930, 1936 гг. концертирует по СССР, дает открытые уроки, встречается с местными гитаристами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. Это сказалось на развитии гитарного искусства в СССР: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Были открыты классы гитары в музыкальных училищах, а также в отдельных музыкальных вузах.

С середины 1950-х гг. много преподает (Сантьяго-де-Компостела, Музыкальная академия Киджана в Сиене, Университет Беркли). Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д. Вильямс, Д. Брим, А. Диас, К. Паркенинг и др.) Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы. Сеговия становится обладателем премии «Грэмми» за лучшую запись сольной академической музыки (1958 г.), премиии Леони Соннинг (1974 г.), премии Эрнста Сименса (1985 г.)

В 1981 г. король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвел его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В Венеции ему была присуждена самая почетная премия – «Жизнь, отданная искусству».
Андрес Сеговия продолжал работать до глубокой старости, его творческий путь оказался длиной более 70 лет.

Деятельность Андреса Сеговии приобрела огромный размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ в.

Шестиструнная гитара фильм III «Франсиско Таррега и Андрес Сеговия — возрождение классической гитары»

 

В статье о гитаре мы рассмотрим еще некоторые имена ХХ в.

FHT-tqCQqrg.jpgДоминго Прат Марсал, (1886, Барселона - 1944, Буэнос-Айрес) - испанский и аргентинский гитарист, композитор и педагог. Музыкой начал заниматься в 9 лет. Окончил в Барселоне Муниципальную музыкальную школу, в которой изучал сольфеджио, гармонию и композицию. В 1898-1904 гг. учится у М. Льобета, затем у Ф. Тарреги. В 1908 г. приезжает в Буэнос-Айрес. Выступает с концертами, занимается педагогической практикой. В1923 г., после нескольких поездок в Испанию, возвращается в Аргентину, где вместе со своей женой, гитаристкой Кармен Фарре, основывает собственную гитарную академию. В 1928 г. назначается преподавателем музыки Колледжа им. Николаса Авелланеды. В 1934 г. публикует свой знаменитый «Словарь гитаристов».

Вместе с учениками неоднократно давал концерты в знаменитом «Салоне Аргентина» в Буэнос-Айресе. Считался одним из лучших гитарных педагогов Аргентины, написал нескольких учебных пособий по игре на гитаре.

ЭQivKJiPLhrc.jpgйто́р Ви́ла-Ло́бос (1887, Рио-де-Жанейро - 1959, там же) - бразильский композитор. Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки. Обучался в консерватории, но затем оставил учебу. После смерти отца зарабатывает на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино и играя в уличных оркестрах. Позже становится скрипачом в оперном театре. В 1912 г. женится на пианистке Лусилии Гимараинш и начинает карьеру композитора. В 1913 г. впервые публикует свои произведения. За 60 лет творческой деятельности композитор создал более 1000 произведений в самых разнообразных жанрах.

Трудно представить, как Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижера, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения, а также политические должности.

GyRef14Nl24.jpgЭми́лио Пухóль Виларруби́ (1886, Гранаделья - 1980, Барселона) - испанский гитарист, исполнитель на виуэле, композитор, педагог. Музыкой занимался с детства, изучал теорию и играл на бандуррии (разновидность лютни). Услышав исполнение Ф. Тарреги, заинтересовался классической гитарой и в течение 7 лет брал у него уроки. В 1912 г. с большим успехом выступил с сольными концертами в Лондоне и Мадриде. С 1945 г. он преподавал игру на виуэле в Барселонской консерватории, выступал и давал мастер-классы как гитарист и виуэлист в Лиссабонской консерватории и других музыкальных центрах Европы. Написал более 100 оригинальных сочинений для гитары и свыше 300 переложений для гитары из лютневого и виуэльного репертуара. Крупнейшей работой Пухоля является «Школа игры на гитаре», в которой он придерживается техники Тарреги, предпочитавшего извлекать звук только подушечками пальцев. Пухоль активно способствовал популяризации виуэлы и старинных композиторов, писавших для нее. Его перу принадлежат статьи об этой области испанской музыки и несколько книг, в том числе биография Тарреги.

a_kDmMiI3PI.jpgАгусти́н Пи́о Ба́рриос Мангоре́ (1885, Парагвай – 1944, Сальвадор) - парагвайский гитарист и композитор, первый крупный латиноамериканский гитарист, получивший известность у европейской публики. В 7 лет играет на гитаре в семейном ансамбле. В 13 лет его замечает преподаватель музыки из музыкального института в Асуньсьоне, куда впоследствии он его устраивает. В 23 года Барриос становиться известным исполнителем и автором произведений для гитары. Он покидает Парагвай и отправляется путешествовать. В этот период он пишет свои самые известные произведения в том числе сюиту «La Cathedral» (Собор). В 1921 г. в Аргентине Барриос встречается с Сеговией, между ними сразу устанавливаются дружеские отношения. В Бразилии знакомится с Вилла-Лобосом, дает концерты на протяжении 15 лет, выступая не только в больших городах, но и в деревушках, никогда не видевших гитарные концерты до его приезда. Барриос написал более 300 сочинений для гитары, но до сих пор некоторые не опубликованы.

Э. Вилла-Лобос. Ария из «Бразильской бахианы» № 5

Произведения Агустина Барриоса

Э. Пухоль | Этюд 13 на декакорде (Марина Крупкина)